История стартера

Около 100 лет назад заводная рукоятка автомобиля превратилась из обязательной детали в запасной инструмент. Но бедняге Байрону Джону Картеру, ставшему жертвой собственной галантности, это помочь уже не могло.О попытках придумать автоматический пуск двигателя внутреннего сгорания существует множество рассказов, столь же неправдоподобных, сколь увлекательных. Но правда состоит в том, что уже в начале прошлого века многие автомобилестроители ломали голову над тем, как заменить заводную рукоятку. Одни экспериментировали со сжатым воздухом, во время работы двигателя накапливавшемся в специальном резервуаре. Другие с той же целью надеялись использовать выхлопные газы. Третьи испытывали механизмы со спиральной пружиной наподобие часовой. Электрический пуск никто всерьез не воспринимал: тогдашние электромоторы своими размерами едва не превышали двигатель, который должны были завести.
В июле 1910 года Байрон Джон Картер, президент компании Kartercar и хороший друг основателей «Кадиллака», Леланда-отца и Леланда-сына, скончался от увечья, полученного при попытке помочь незнакомой даме завести заглохший Cadillac. Разнервничавшаяся владелица забыла о регулировке зажигания (на руле был специальный рычажок, с помощью которого при запуске устанавливался больший угол опережения), а галантный Картер счел неудобным ее проконтролировать. Машина взревела, и выскочившая заводная ручка попала Картеру прямо в темечко.
Картер был далеко не последней жертвой заводной рукоятки, но именно его смерть подвигла убитых горем Леландов на разработку ее электрической замены. Как раз в это время на горизонте появился Чарльз Кеттеринг, молодой инженер из Огайо, придумавший электродвигатель для кассовых аппаратов фирмы National.
Мировой рынок был переполнен кассами с ручным приводом, и чтобы заставить покупателей раскошелиться, нужен был принципиально новый вид продукции. Электра-моторчик пришелся как нельзя кстати. Электродвигатели, вписывающиеся в габариты кассового аппарата, были слишком слабы, чтобы работать без перегрева. Но Кеттеринг правильно учел, что для работы кассы достаточно нескольких оборотов мотора, а в промежутках между включениями двигатель успеет охладиться. Он изготовил небольшой электромотор, поставил его на место ручки, и касса заработала. Моторчик питался от любого напряжения – от 32 до 220 вольт – и разошелся по всем странам мира.
Ту же идею Кеттеринг использовал и в автомобильных стартерах. Собрав в машиностроительной лаборатории General Motors сравнительно небольшой и слабый мотор, он в конце июля 1912 года привез его в Детройт, где стартер был немедленно установлен на автомобиль. Важно, что у Кеттеринга электромотор входил в зацепление не с коленчатым валом двигателя, а с зубцами маховика, что значительно снижало требования к его мощности. А проблема перегрева решалась, как и в кассах – за короткое время пуска электродвигатель просто не успевал нагреться.
На испытание были приглашены все участники работ над электрическим пуском. Стартер работал на все сто. Однако Леланду и Кеттерингу стоило огромных трудов убедить руководство GM в работоспособности прибора: вся верхушка компании дружно считала, что неудача здесь означает слишком большой риск для GM, а малогабаритному электродвигателю не под силу завести кадиллаковский мотор. На это Леланды резонно возразили, что чем за глаза хаять, лучше приходите и посмотрите сами.
Факты вещь упрямая. Стартер работал, и не согласиться с этим было невозможно. Свидетельство Королевского автомобильного клуба Великобритании и Ирландии под номером 353 от 3 августа 1912 года сообщало: «Стартовое устройство «Кадиллака» состоит из электрического генератора, приводимого во вращение двигателем автомобиля. Генератор заряжает 24- вольтовую аккумуляторную батарею. При запуске стартер временно подключается к батарее, приводясь в это время педалью сцепления в зацепление с зубцами по периметру маховика коленчатого вала. При отпущенной педали сцепления и заведенном двигателе электромотор отсоединяется от маховика». Королевский автомобильный клуб отобрал два автомобиля для испытаний. Стартер первого запускал двигатель в среднем за 3 секунды, второго – за 4,2. Каждый автомобиль был испытан на 1000 стартов. Стартер получил путевку в жизнь.